вторник, 12 июля 2011 г.

Колесим

Маршрут наш в этот раз пролегал на север Волгоградской области, до станицы Клетской.
На территории Волгоградской области немало монастырей, но мало кто слышал о Кременском  Вознесенском мужском монастыре. Вот туда-то мы и отправились.
Путь пролегал по уже знакомой трассе Волгоград - Иловля. Через 30 км у посёлка Лог поворот налево по указателю «Вилтов». Через 14 км будет переправа на другой берег Дона. Небольшой катер «Ветер» толкает тяжелый паром через быстрые донские воды. Переправа легкового автомобиля стоит 50-70 рублей, переправа работает с 7 до 21 часа.

Уже ожидая парома, я заметила на том берегу верхушку церкви и думала, что это и есть  монастырь. Оказалось что это Свято-Троицкая церковь 18 века в центре станицы Новогригорьевская.

В местном магазинчике нам сказали: « Езжайте до хутора Каменского, а там дальше спросите». Мимо церкви по асфальтированной дороге выезжаем из станицы на север высоко над Доном к хутору Каменский. Сюда автобусы уже не ходят. Над Каменским высятся отвалы карьеров, где добывали щебень и вывозили его на баржах по Дону.

Сейчас щебенку копают время от времени для местных нужд. Асфальт в Каменском кончается, за хутором путь преграждает большой овраг, который можно объехать по верхней дороге, которая поднимается серпантином вдоль оврага с северной стороны отвалов карьера. Она из щебенки, поэтому по ней можно проехать и в сырую погоду.
Через пять километров такой дороги стоит столб с табличкой «Кременский Вознесенский монастырь», а направо вдоль лесополосы начинается полевая дорога. На первой развилке уходим на лево. Через пять километров она выводит на холм, возвышающийся над монастырем и к Святому колодцу в балочке на вершине холма.

По преданию,  этот колодец появился по молитвам братьев монастыря в 1788 на праздник Казанской иконы Божией матери.

Крутая лестница ведёт  к колодцу и купальне. Рядом с колодцем столик, скамейка, вёдра.  Можно не только напиться, но и облиться колодезной водой. Так же около колодца находятся лейка и кружка, кем то заботливо оставленные.

От вершины холма и колодца к монастырю ведет очень крутой спуск. Рейсовые автобусы сюда не ходят, в Каменском всего несколько дворов, жители его работают в карьере, хутором Каменский кончается Иловлинский район. Сам монастырь находится в хуторе Саушкин Кременского сельского поселения Клетского района, но до всех трех окружающих райцентров – Клетской, Иловли и Фролово добраться трудно. Он уже практически нежилой, только на лето приезжают несколько дачников.
С холма открывается прекрасный вид на монастырь.

Главная достопримечательность монастыря – Вознесенский собор, построенный в начале XVIII века в стиле больших пятиглавых соборов центральной России.

Три двухэтажных корпуса были построены в середине XIX века. Они сохранялись вплоть до 70-х годов XX века, пока в них размещался психиатрический дом-интернат, потом были заброшены и стали разрушаться. Собор использовался под конюшню, мастерскую, кузницу, для чего были проломаны большие ворота. На месте южного алтаря стояла наковальня. Потом донские хутора обезлюдели, всякое производство прекратилось, закрылся и психиатрический дом-интернат. С начала 90-х годов прихожане из Фролово ездили расчищать развалины монастыря. В Вознесенском соборе, который уже накрыли крышей и восстановили купола, служат редко, сейчас там восстанавливают штукатурку на стенах алтаря.

Из трех корпусов обустроен один, в нем живут братья монастыря, там же устроен и домовый храм. Главная святыня монастыря - Августовская икона Пресвятой Богородицы. Жизнь в возрождающемся монастыре тяжелая - топят дровами, воду носят из Дона.
Оказывается, с 1923 года здесь были и колония для психических больных, и детская сельскохозяйственная колония, и туберкулёзный диспансер.
Монастырь обнесён высоким забором из красного кирпича. Местами видны латки из нового кирпича. У ворот монастыря, как и на территории нет ни души. Становится немного не по себе. На территории кроме храма, есть ещё постройки, напоминающие монашеские корпуса. На стенах одного из таких корпусов разводы, как будто от чернил!!!

Корпус, который находится у ворот, пострадал от  пожара, но его восстанавливают. Об этом свидетельствуют пластиковые окна)
За время нашего пребывания мы так никого и не встретили. Двери в храм тоже были закрыты. Скорее всего, таких туристов как мы здесь единицы.
Кстати,  с другой стороны храма сооружена конструкция похожая на сцену. Оказывается  в этом году здесь проводился день казачей культуры.
На обратном пути делаем небольшую остановку на левом берегу Дона. Место купания немного разочаровало: песка нет, один щебень. Оно и понятно, ведь рядом карьер.  Было замечено, что к переправлялись в основном машины заграничного происхождения. Теряемся в догадках кем работают  местные жители.
Следующим местом остановки стал Казачий курень близ Иловли.  Об этом месте я была наслышана и давно хотела там побывать. У въезда уже стоял экскурсионный автобус, а с территории доносились казачьи песни. Туристов развлекали по всей программе.  Заплатив 30 руб. за вход и 30 руб. за фотосъёмку отправляемся гулять по территории.
Музей представляет собой усадьбу конца XIX – начала XX веков, в которой нашли отражение элементы традиционной материальной культуры донского казачества: дом (курень), летняя кухня, мастерская и хозяйственные постройки, прекрасно вписавшиеся в ландшафт местности. Подлинные экспонаты, собранные в экспозиции, воссоздают быт казачества дореволюционного времени.

Первые постоянные поселения-городки появились у казаков в середине XIV века. В центре городка обычно ставилась одна большая становая изба на несколько казаков, называвшаяся куренем. Слово «курень» происходит от монгольского «куря», что означает стойбище в форме круга. Впоследствии название перешло и на жилище семейного казака. В курень можно было попасть, поднимаясь по закрытому со всех сторон балкону-галерее, первоначальным назначением которого было держать оборону во время внезапных набегов. В горнице, главной комнате куреня, всегда было прибрано. Здесь все традиционно. Каждый предмет имел свое строго обусловленное место. В переднем, красном углу находились иконы, среди которых почти обязательной была икона святого Николая Угодника, особо почитаемого казаками. У глухой стены размещали кровать, у казаков она считалась не только бытовой принадлежностью, но и своеобразным мерилом благополучия в семье. Напротив горницы комнатка-кладовая, где стоят два сундука: походный войсковой и кованый, в котором хранилось приданое невесты. Готовили пищу, ели и пили казаки в кухне-хате (стряпке). Здесь на полках расставлена разнообразная посуда утварь, но большую часть времени казачья семья проводила в летней кухне. К кухне примыкает мастерская казака-гончара. Во дворе усадьбы расположены хозяйственные постройки: амбар для хранения зерна, базы для скота, курятник, конюшни, навес для сельскохозяйственных орудий.
Курень

Убранство курня

телеги
Летняя кухня, гончарня

У плетня

Амбар

Сторожевая башня

И напоследок, так сказать перед сном, решили поехать в Дубовку.  Изначально, думали, что для Дубовки будет отведён один день, но как то так спонтанно решили ехать. По дороге на Волгоград сворачиваем по указателю Кузьмичи и вот тут-то нас ждала грунтовая дорога. В общем, остаётся догадываться как в слякоть, и снег люди добираются до этих посёлков. По карте мы должны были выехать на трассу Волгоград-Камышин. После небольшой тряски мы туда и попали. Но такое огромное количество огромных теплиц я видела в первый раз. Это были просто какие то тепличные дома. Если вам говорят что помидоры или ещё какие овощи из Кузьмичей – верьте им! Там что то выращивают) Долго ли коротко ли езали мы вдоль Городищенского канала, наконец-то выехали на трассу. До Дубовки оставалось минут 15.
Так как уже время было начало 9 вечера, то в планах было доехать хотя бы до Дубовского Свято-Вознесенского женского монастыря. Его мы нашли быстро. Храм был уже закрыт. Мы пошли прогулять по внутреннему дворику. И здесь опять ни одной живой души. На территории был разбит большой цветник, почти на против храма были могилы четырёх монахинь.
Откуда то возник старичок на велосипеде, представился фотографом и стал удивляться, что есть ещё такие молодые люди, которые путешествуют и чем то ещё интересуются.  В ведёрке у него был, как он сказал, «волшебный напиток». На этикетке я прочла «Медовуха». Он сказал, что уже 40 лет не был в Дубовке, его всё очень интересует, и он собирается писать книгу, в которой, непременно, укажет о встрече с нами. То ли и вправду так будет, то ли это действие «волшебного напитка»))) Он набросал нам небольшой маршрут по Дубовке и мы отправились в путь.
Быстро нашли санаторий «Дубовка» и пошли прогуляться по территории. Нашли там и вековой дуб,  и родник.

Очень удивила аллея по краям которой стояли бюсты писателей. Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Толстой, а вот дальше знаний литературы не хватило. Что примечательно у большинства бюстов были отломаны носы! Где то в глубине территории раздавалась музыка «Арии». Как оказалось, это у подростков была дискотека. Под песню «Ты летящий в даль ,в даль ангел…» они танцевали медленный танец)))
Затем доехали до городского пляжа - вечернее место сбора дубовской молодёжи.
Уже было около 22.00. Съев по початку кукурузы «Бондюэль» мы отправились  в обратную дорогу.  День оказался очень насыщенным. Волгоградская область это конечно не Турция и не Египет, но и здесь можно найти массу интересного, что стоит посмотреть!